Техническая литература - "Запиcь аккордов"Тексты, аккорды, табулатуры >>> Запиcь аккордов
|
Техническая литература "Запиcь аккордов" | |
Существует несколько способов записи. Каждый из них обладает своими
достоинствами и своими недостатками, которые нужно представлять себе.
Как правило, в сборниках одновременно используется несколько форм
записи.
Запись аккордов нотами.
========================
Запись нотами - это самый традиционный способ, когда каждая нота
записывается на нотных линейках. Это самый точный способ записи,
исполнителю не нужно гадать какие ноты входят в аккорд и где он
расположен на грифе, кроме того, тут же точно указан ритмический
рисунок аккомпанемента и даже отдельная мелодия может быть записана на
этих же линейках.
Недостатками этого способа можно считать во-первых, сложность чтения
такой записи, ведь чтобы ее освоить, нужен не один год кропотливой
работы в музыкальной школе, и во-вторых, сложность копирования - тот,
кто пробовал переписывать ноты, знает, какая это напряженная и
трудоемкая, точная работа.
Нотная запись непригодна для этого простого самоучителя и дальше мы о
ней говорить не будем. Те, кто хочет с ней познакомиться поближе,
должны найти любой самоучитель по игре на классической гитаре.
Текстовая запись аккордов.
=========================
Текстовая запись означает запись обычными словами, например,
"До-диез-мажор-септаккорд". Такая форма записи очень проста для
чтения, так как не нужно ничего запоминать, нужно только уметь читать
по-русски.
К недостаткам нужно отнести громоздкость записи и ее ненаглядность,
потому что в ней не указано, какие струны где нажимать. Как правило,
эта форма записи используется для различных пояснений в учебниках или
в справочных таблицах.
Буквенная запись аккордов.
=========================
Буквенная запись самая короткая и очень удобна для обозначения
аккордов аккомпанемента при записи слов песни. Кроме того, эта запись
указывает название главной ноты и типа аккорда. Эта форма записи
сейчас наиболее распространена и встречается везде, где есть запись
песни, в сборниках, в журналах и т.д. Учить ее нужно обязательно!
Например, "До-диез-мажор-септаккорд" записывается C#7. Всего три знака!
Первая буква всегда обозначает главную ноту аккорда (тонику).
Эти обозначения нужно твердо заучить наизусть.
обозначение: A B C D E F G H
название : ля си-бемоль до ре ми фа соль си
Знак "#" означает "диез", то есть повышение тоники на полтона и может
стоять на втором месте в записи.
Маленькая буква "m" означает, что аккорд минорный. Если эта буква не
стоит, значит аккорд всегда мажорный.
- -
Цифры означают дополняющие ноты: 2 - секундаккорд, 6 - секстаккорд,
7 - септаккорд, 7+ - мэйджер, 9 - нонаккорд. Цифры пишутся в конце
обозначения.
Маленькое слово "dim" означает, что это малый вводный септаккорд.
Примеры:
С До мажор
F7+ Фа мажор мэйджер
Dm Ре минор
Gm6 Соль минор-секст
F#m7 Фа-диез минор септ
У буквенной записи аккордов есть, конечно, свои недостатки. Она
требует, чтобы ее изучали и запоминали наизусть. Кроме того, она
неконкретна, так как часто аккорд с одним и тем же буквенным
обозначением можно найти в разных местах на грифе. К недостаткам нужно
отнести и ее ненаглядность, так как запись не указывает сама по себе,
где нужно нажимать струны.
Однако эта система совершенно незаменима для синхронной записи со
словами песен, она очень легко копируется и поэтому очень широко
распространена.
Для расшифровки этой системы используются графическая и цифровая
запись, о которых сказано ниже.
Графическая запись аккордов
=============================
Графическая система записи аккордов наиболее наглядна. На маленьком
рисунке изображается кусок гитарного грифа и на нем указываются те
места на струнах, которые нужно прижимать. Остальные струны звучат
открыто.
Верхняя горизонтальная линия обозначает самую тонкую струну, а нижняя
самую толстую. Вертикальные линии означают порожки. Если такая линия
изображена двойной, это означает самый первый порожек. Под нижней
линией римскими цифрами указаны номера ладов.
Например, аккорд Ля мажор условно записывается "A" и в графической
записи выглядит так:
A
—†”””†”””†”””†” 1-я струна (самая тонкая)
—†”””†”¬”†”””†- 2-я струна
—†”””†”¬”†”””†- 3-я струна
—†”””†”¬”†”””†- 4-я струна
—†”””†”””†”””†- 5-я струна
—†”””†”””†”””†- 6-я струна (самая толстая)
что означает: первая струна не нажата, вторая, третья и четвертая
струна нажата на 2 ладу, пятая и шестая струна не нажата.
- -
Например, аккорд Си минор условно записывается "Hm" и в графической
записи выглядит так:
Hm
”—”¬”†”””†”””†” 1-я струна (самая тонкая)
”—”¬”†”¬”†”””†- 2-я струна
”—”¬”†”””†”¬”†- 3-я струна
”—”¬”†”””†”¬”†- 4-я струна
”—”¬”†”””†”””†- 5-я струна
”—”¬”†”””†”””†- 6-я струна (самая толстая)
II III IV номера ладов
что означает: на 2 ладу барре, первая струна дополнительно не нажата,
вторая струна нажата на 3 ладу, третья и четвертая струна нажата на 4
ладу, пятая и шестая струна дополнительно не нажата.
В справочном приложении даны графические обозначения разных аккордов.
У графической записи аккордов есть свои недостатки. Она занимает много
места и совершенно непригодна там, где аккордов много и они
повторяются много раз. Эта запись неудобна для копирования, рисовать
ее трудно. Кроме того, сама по себе графическая запись не содержит
названия аккорда. Чаще всего эта система используется только как
справочная в комплексе с другими системами записи.
Цифровая запись аккордов
========================
Цифровая система записи аккордов позволяет обойтись без рисунков, это
намного упрощает систему записи и позволяет точно обозначить
нажимаемые струны и не заставлять никого помнить их наизусть.
Цифровая система записи аккордов намного более компактна, чем
графическая, она занимает меньше места в тетради, ее гораздо легче
записывать, хотя немного труднее запоминать.
Цифровая система записи аккордов - это шестизначное число, каждая
цифра которого показывает номер лада, на котором нажата струна. Первая
цифра слева - это самая тонкая струна, крайняя справа - это самая
толстая струна.
Если струна не нажата, она обозначается нулем.
Например, аккорд Ля мажор септ условно записывается A7, а в цифровой
записи выглядит как "020200", что означает: первая струна не нажата,
вторая струна нажата на 2 ладу, третья струна не нажата, четвертая
струна нажата на 2 ладу, пятая и шестая струна не нажата.
Буквенное обозначение -> A7 020200 <- цифровое обозначение
—†”””†”””†”””†”
—†”””†”¬”†”””†- А вот так этот
—†”””†”””†”””†- аккорд выглядит в
—†”””†”¬”†”””†- графической записи
—†”””†”””†”””†-
—†”””†”””†”””†-
- -
Если какая-то струна не должна звучать, ее обозначают буквой Х.
Очень редко приходится записывать аккорды на 10 ладу и больше. При
этом вместо цифры 10 пишется буква А, вместо цифры 11 пишется буква Б,
вместо цифры 12 пишется буква В и так далее. Например, аккорд G7 Соль
мажор септ будет записан "А0А9АА" на 10 ладу. Это запоминать
необязательно.
Для аккордов с барре сначала пишется буква "Б" и номер лада, на
котором ставится барре, а потом через черточку или через дробь пишется
точно такое же шестизначное число, но только в нем цифры обозначают:
на сколько ладов от барре должны быть нажаты струны. Например, аккорд
До мажор мэйджер с барре на 3 ладу будет записан так: " Б3/021200"
С7+ Б3/021200
—†”””†”””†”¬”†”””†”””†”””†” А вот так этот
—†”””†”””†”¬”†”””†”¬”†”””†- аккорд выглядит в
—†”””†”””†”¬”†”¬”†”””†”””†- графической записи
—†”””†”””†”¬”†”””†”¬”†”””†-
—†”””†”””†”¬”†”””†”””†”””†-
—†”””†”””†”¬”†”””†”””†”””†-
Такая система записи аккордов с барре особенно удобна для
универсальной формы, когда звучание аккордов не меняется, а изменяется
только их основной звук (тоника) и конечно же, название аккорда.
Например, запишем цифровые обозначения нескольких аккордов:
Ми мажор без барре 001220
Фа мажор с барре на 1 ладу Б1/001220
Фа диез мажор с барре на 2 ладу Б2/001220
Соль мажор с барре на 3 ладу Б3/001220
Соль диез мажор с барре на 4 ладу Б4/001220
Ля мажор с барре на 5 ладу Б5/001220
Ля диез мажор с барре на 6 ладу Б6/001220
Хорошо видно, что меняется только название и номер после буквы "Б".
Ми мажор Фа мажор Фа диез мажор
001220 Б1/001220 Б2/001220
—†”””†”””† —†”¬”†”””†”””†” —†”””†”¬”†”””†”””†” так эти
—†”””†”””† —†”¬”†”””†”””†- —†”””†”¬”†”””†”””†- аккорды
—†”¬”†”””† —†”¬”†”¬”†”””†- —†”””†”¬”†”¬”†”””†- выглядят в
—†”””†”¬”† —†”¬”†”””†”¬”†- —†”””†”¬”†”””†”¬”†- графической
—†”””†”¬”† —†”¬”†”””†”¬”†- —†”””†”¬”†”””†”¬”†- записи
—†”””†”””† —†”¬”†”””†”””†- —†”””†”¬”†”””†”””†-
В справочном приложении даны цифровые обозначения разных аккордов.
Если указано два цифровых обозначения, это значит, что аккорд можно
играть в двух разных местах на грифе гитары.
Справочное приложение 3 Цифровая запись аккордов
Основные мажорные аккорды
””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
С До мажор 010230 Б3/022200 Б8/001220
С# До диез мажор Б1/010230 Б4/022200 Б9/001220
D Ре мажор 232000 Б5/022200
D# Ре диез мажор Б3/010230 Б6/022200
Е Ми мажор Б4/010230 Б7/022200 001220
F Фа мажор Б5/010230 Б8/022200 Б1/001220
F# Фа диез мажор Б6/010230 Б9/022200 Б2/001220
G Соль мажор Б7/010230 300023 Б3/001220
G# Соль диез мажор Б8/010230 Б4/001220
A Ля мажор 022200 Б5/001220
A# Ля диез мажор Б1/022200 Б6/001220
H Си мажор Б2/022200 Б7/001220
””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
Большие мажорные септаккорды (мэйджеры)
С7+ До мажор мэйджер 000230 Б3/021200
С#7+ До диез мажор мэйджер Б1/000230 Б4/021200
D7+ Ре мажор мэйджер 222000 Б2/000230 Б5/021200
D#7+ Ре диез мажор мэйджер Б1/222000 Б3/000230 Б6/021200
Е7+ Ми мажор мэйджер Б2/222000 Б4/000230 Б7/021200
F7+ Фа мажор мэйджер 0123ХХ Б5/000230 Б8/021200
F#7+ Фа диез мажор мэйджер 1234ХХ Б6/000230 Б9/021200
G7+ Соль мажор мэйджер 2345ХХ Б7/000230
G#7+ Соль диез мажор мэйджер 3456ХХ
A7+ Ля мажор мэйджер 4567ХХ 021200
A#7+ Ля диез мажор мэйджер 5678ХХ Б1/021200
H7+ Си мажор мэйджер 6789ХХ Б2/021200
””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
Мажорные септаккорды
С7 До мажор септ Б8/031020 013230 Б3/020200
С#7 До диез мажор септ 404344 Х2434Х Б4/020200
D7 Ре мажор септ 212000 Х3545Х Б5/020200
D#7 Ре диез мажор септ Б1/212000 Х4656Х Б6/020200
Е7 Ми мажор септ Б2/212000 Х5767Х Б7/020200
031020 707677
F7 Фа мажор септ Б1/031020 Х6878Х Б8/020200
F#7 Фа диез мажор септ Б2/031020 Х7989Х 0123ХХ
G7 Соль мажор септ Б3/031020 030323 А0А9АА
G#7 Соль диез мажор септ Б4/031020 Б6/212000
A7 Ля мажор септ 050545 Б5/031020 Б7/212000 020200
A#7 Ля диез мажор септ Б6/031020 Б8/212000 Б1/020200
H7 Си мажор септ Б7/031020 202122 Б2/020200
””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
Мажорные секстаккорды
С6 До мажор секст Б8/021020 Б3/222200
С#6 До диез мажор секст Б9/021020 Б4/222200
D6 Ре мажор секст 20200Х Б5/222200
D#6 Ре диез мажор секст Б1/20200Х Б6/222200
Е6 Ми мажор секст 006677 021020 Б2/20200Х Б7/222200
F6 Фа мажор секст Б1/021020 Б3/20200Х Б8/222200
F#6 Фа диез мажор секст Б2/021020 Б4/20200Х Б9/222200
G6 Соль мажор секст Б3/021020 Б5/20200Х 000023
G#6 Соль диез мажор секст Б4/021020 Б6/20200Х
A6 Ля мажор секст Б5/021020 Б7/20200Х 222200
A#6 Ля диез мажор секст Б6/021020 Б8/20200Х Б1/222200
H6 Си мажор секст Б7/021020 Б9/20200Х Б2/222200
Основные минорные аккорды
Сm До минор Б8/000220 Б3/012200
С#m До диез минор Б9/000220 Б4/012200
Dm Ре минор 132000 Б5/012200
D#m Ре диез минор Б1/132000 Б6/012200
Еm Ми минор 000220 Б7/012200
Fm Фа минор Б1/000220 Б8/012200
F#m Фа диез минор Б2/000220 Б9/012200
Gm Соль минор Б3/000220 Б5/132000
G#m Соль диез минор Б4/000220 Б6/132000
Am Ля минор 012200 Б5/000220
A#m Ля диез минор Б1/012200 Б6/000220
Hm Си минор Б2/012200 Б7/000220
””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
Большие минорные септаккорды (мэйджеры)
Сm7+ До минор мэйджер Б3/011200
С#m7+ До диез минор мэйджер Б4/011200
Dm7+ Ре минор мэйджер 122300 Б5/011200
D#m7+ Ре диез минор мэйджер Б1/122000 Б6/011200
Еm7+ Ми минор мэйджер 000120 Б7/011200
Fm7+ Фа минор мэйджер Б1/000120 Б8/011200
F#m7+ Фа диез минор мэйджер Б2/000120 Б9/011200
Gm7+ Соль минор мэйджер Б3/000120 Б5/122000
G#m7+ Соль диез минор мэйджер Б4/000120 Б6/122000
Am7+ Ля минор мэйджер 011200 Б5/000120
A#m7+ Ля диез минор мэйджер Б1/011200 Б6/000120
Hm7+ Си минор мэйджер Б2/011200 Б7/000120
””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
Минорные септаккорды
Сm7 До минор септ Б8/000020 Б3/010200
С#m7 До диез минор септ Б4/010200
Dm7 Ре минор септ 112300 Б5/010200
D#m7 Ре диез минор септ Б6/010200
Еm7 Ми минор септ 000020 Б7/010200
Fm7 Фа минор септ Б1/000020 Б8/010200
F#m7 Фа диез минор септ Б2/000020 Б9/010200
Gm7 Соль минор септ Б3/000020 030310
G#m7 Соль диез минор септ Б4/000020
Am7 Ля минор септ Б5/000020 010200
A#m7 Ля диез минор септ Б6/000020 Б1/010200
Hm7 Си минор септ Б7/000020 Б2/010200
Минорные секстаккорды
Сm6 До минор секст Б8/021020 Б3/222200
С#m6 До диез минор секст Б9/021020 Б4/222200
Dm6 Ре минор секст 20200Х Б5/222200
D#m6 Ре диез минор секст Б1/20200Х Б6/222200
Еm6 Ми минор секст 006677 021020 Б2/20200Х Б7/222200
Fm6 Фа минор секст Б1/021020 Б3/20200Х Б8/222200
F#m6 Фа диез минор секст Б2/021020 Б4/20200Х Б9/222200
Gm6 Соль минор секст Б3/021020 Б5/20200Х 000023
G#m6 Соль диез минор секст Б4/021020 Б6/20200Х
Am6 Ля минор секст Б5/021020 Б7/20200Х 222200
A#m6 Ля диез минор секст Б6/021020 Б8/20200Х Б1/222200
Hm6 Си минор секст Б7/021020 Б9/20200Х Б2/222200
Gdim Соль малый вводный 323200
Adim Ля малый вводный 053540
Edim Ми малый вводный 020210
A5+ Ля мажор 5+ 122300
E9 Ми мажор нон 231220
|