Отчет о SZIGET-2012 - новости на :::RockBy.Net:::

Отчет о SZIGET-2012

Ещё фото:
Уходящий 2012 год был по целому ряду причин замечательным для меня. Поездка на Сигет является одним из безусловно приятных событий, о которых я с удовольствием вспоминаю. К сожалению, пять фестивальных дней пролетели так быстро, что, порой, мне кажется, что это был лишь невероятно красочный сон, наполненный прекрасной музыкой, странными, но симпатичными людьми, удивительными встречами и событиями.

Постепенно уходят в небытие все неприятные воспоминания, - вроде хронического недосыпа из-за ночной прохлады и непрекращающегося праздника музыки, алкоголя и легкой неадекватности, холодного душа поутру, отсутствия некоторых элементарных удобств. И остаются только приятные воспоминания. В этом отчете я опишу самые яркие и противоречивые впечатления от фестиваля. Отчет состоит из двух частей, - в первой я расскажу, собственно, о впечатлениях, а во второй – приведу несколько практических советов, исходя из собственного опыта.

Сигет - радужный оазис посреди безлюдной пустыни ночного Будапешта
Опускаю подробности переезда через Гродно-Белосток-Варшаву (хотя рассказать, поверьте, есть что), и перехожу к самой запомнившейся части нашего путешествия из Минска в Будапешт. Итак, больше всего нам запомнился отрезок пути из Вены в Будапешт, благодаря венгерской компании-перевозчику Orangeways (билеты были приобретены через интернет). Лишь один совет: никогда, никогда не ездите автобусами этой компании!!!

Из Вены в Будапешт автобус идет около трех часов, и поэтому мы рассчитывали переезд так, чтобы побольше времени провести в Вене (то есть, взяли билеты на последний автобус, уходящий в 23 часа). Но автобус опоздал на три часа (!) и мы попали в Будапешт около трех часов ночи. Причем, автобус останавливается далековато от острова, - 11 остановок на метро. Естественно, когда мы приехали метро уже не работало. Поэтому нам пришлось шагать через весь город с тяжелыми рюкзаками, под дикие завывания ветра на пустынных улицах и на побережье (жена нашла карту Будапешта на улице, поэтому мы примерно знали, куда надо идти). Этот отчаянный марш-бросок запомнился нам надолго. Когда мы увидели вдали переливающийся всеми цветами радуги мост на остров, то уже были настолько уставшими, что подумали, что это мираж. Но нет, это был он – знаменитый мост на Сигет, с приветствием на всех европейских языках.

Итак, мы прибыли на фестиваль в 4 утра. Думал, что нам суждено будет прождать несколько часов до открытия, однако, как оказалось, жизнь на фестивале кипит круглые сутки! Нас встретили любезные молодые люди, которые отсканировали штрих-код на распечатках наших билетов, сверили данные по паспорту, и, наконец, надели нам на руку вожделенные браслеты. Теперь мы жители Сигета! Хотя, конечно никакого воодушевления мы не почувствовали, поскольку жаждали только одного: спаааааать!

Пройдя по мосту до острова, и остановившись у знаменитой надписи BUDAPEST, которая встречает всех посетителей фестиваля, мы скинули смску другу, который нас встретил и проводил до лагеря. Пройдя по улицам Сигета (которые показались нам бесконечными, после утомительной прогулки по ночному Будапешту), мы дошли до места, где был разбит наш лагерь, и тут же улеглись в палатке (которая тоже ждала нашего приезда). Конечно, без друзей, которые нам очень помогли, поставив палатку и проводив до места лагеря, нам было бы гораздо труднее.

Первый день, первые впечатления

Первую половину дня мы бессовестно проспали, восстанавливая силы и нервы, потраченные во время ночного похода по Будапешту. Часам к 13 мы все-таки очухались ( чему в немалой степени способствовали звуки громкой музыки, не утихавшей до 5 утра, а с 10 начинался разогрев аппаратуры для следующих концертов) и выползли из палатки. Над нашим палаточным городком (который, по прихоти наших друзей, выбиравших место для лагеря, был разбит среди мешков с песками, - выглядело, что мы сидим словно в бруствере) гордо реял бело-красно-белый флаг (который ночью мы проморгали из-за дикой усталости). Справа от нас расположились голландцы, которые были подозрительно умиротворенными и спокойными – я сразу подумал, что ребята все самое нужное привезли с собой (что было необязательно, как выяснилось – на Сигете можно найти что угодно).

Дальше мы пошли на разведку. Надо сказать, что сперва увиденное не настраивало на позитивный лад, и не особенно вдохновляло. Сначала мы шли вдоль дороги, с одной стороны величественно нес свои волны Дунай (и, примерно через каждый километр, - стояли рядами биотуалеты) с другой, за хлипкими заграждениями (на которых сушилось нижнее белье) стояли десятки палаток. Причем, кое-где палатки стояли в непосредственной близости от дороги и проезжающие автомобили окатывали их грязью. Но владельцам было, видимо, не до того. Кучи киосков в едой, напитками (причем, цены отличались от супермаркетов в разы). Толпы странно одетых людей (кто-то гулял в банном халате, кто-то в доспехах римского легионера, были парни в шотландских килтах с розовым ирокезом… в общем, разнообразие и смесь разных стилей), гуляющих, трапезничающих, пьющих, либо уже пьяных.

Но потом я понял за что все так любят Сигет. Везде чувствовалась особая атмосфера праздника. Праздника единомыслия и единодушия, который растворял в себе все негативные эмоции и неприятные мысли. Ведь все приехали на остров ради тусовки, отдыха, хорошей музыки, и никакие мелочи вроде холодного душа по утрам или биотуалетов не могли это испортить.

В отдельных шатрах делали тайский массаж и просто расслаблялись люди после ночных возлияний. В других палатках можно было зарегистрировать брак (что там ваши ЗАГСы – если женился на Сигете – это связь на всю жизнь! Естественно, можно было жениться и однополым парам), получить паспорт гражданина Сигета, купить ведро (!) виски с кока-колой, купить закуски на любой вкус. Любители острых ощущений могли попробовать найти выход из непростого лабиринта, прыгнуть с крана на тарзанке, прокатиться на колесе обозрения, или выпить пива в баре, поднимаемом на 50 метров над землей. В общем, скучно не было никому!

Итак, первым делом мы приняли едва теплый душ (ах где же эта обещанная горячая вода!) в специальных палатках (разделенных на мужской и женский отсек). Затем, отнесли документы и ценные вещи в камеру хранения, взяв лишь небольшую сумму денег, которую мы рассчитывали потратить в городе.

Дальше мы ознакомились с картой фестиваля, расположенной на биг-борде недалеко от нашего палаточного лагеря. Мы планировали в первый день пойти на Dimmu Borgir и Lacuna Coil, которые выступали на Метал-сцене. Однако, из-за огромного количества сцен (около 50), мы так и не нашли, куда нам нужно добираться и как (из-за этого мы конечно же опоздали на концерт, - но это я уже забегаю вперед).

После этого, отправились в ближайший гипермаркет Ашан, чтобы затариться продуктами, выпивкой и позавтракать. Гипермаркет находится в минутах 10 ходьбы от острова, и в обе стороны двигался ленивый поток людей (который, конечно ускорялся, когда приближалось время концерта). Думаю, Ашан за эти дни получает в два раза больше прибыли, чем во все остальные дни в течении года (с другой стороны, случаи воровства были, по-видимому, не редкость, так как охранники просили сигетовцев оставлять рюкзаки перед входом в магазин; это, впрочем не было проблемой, т.к. можно было обогнуть магазин с другой стороны, и беспрепятственно войти со всеми своими сумками не подвергаясь обыску)

Купив йогурты, булки и колбасу с сыром, мы расположились, как и десятки сигетовцев на полянке рядом с Ашаном. Небольшими группками рядом с нами сидели весьма примечательные личности, - татуированные панки и смуглые полуголые красавицы, громкие пьяные молодые компании, и спокойные люди в возрасте. Отовсюду слышалась польская, немецкая, русская, английская речь. Если люди говорили на каком-то совершенно неидентифицируемом языке – будьте уверены – это венгерский. Обильно, вкусно и недорого позавтракав (это нам обошлось в 7 евро на двоих), мы впервые расслабились и стали привыкать к окружающей обстановке.

Далее мы решили отправиться в город. Для этого сначала приобрели недельные билеты на все виды транспорта (которые называются HETIJEGY и стоили по 4,600 форинтов за один билет (или 15 евро)), и отправились на HEV (что-то вроде городской электрички) со станции Filatorig?t до станции Batthy?ny t?r, что заняло у нас не больше получаса. Выйдя мы оказались как раз напротив знаменитого Венгерского парламента. Оказалось, что дневной Будапешт столь же прекрасен, как и ночной.

Прогулявшись, и пообедав в местной кафешке (что обошлось нам меньше 15 евро на двоих, - ах, как мы потом вспоминали эти цены в Германии, где все было значительно дороже!), мы обнаружили, что время первого концерта пришло, и мы поспешили на фестиваль.

Конечно же мы опоздали из-за столпотворения на входе на фестиваль. Стюарды обыскивали сигетовцев, и заставляли оставить (или выпить)у входа все алкоголесодержащие жидкости. Тут же рядом терлись находчивые сигетовцы, которые подбирали “ничейные” запечатанные бутылки с алкоголем и тут же, не отходя от турникетов, выпивали. Поначалу это показалось нам дикостью, а потом ничего – привыкли.

Потом мы долго соображали как добраться до Метал-сцены, и в результате опоздали минут на 20. Сначала выступала Lacuna Coil (в 19.00), - мне очень нравится вокал Кристины Скаббиа, но, к сожалению, то ли мы стояли не в самом удобном месте (людей было не слишком много, но место у пульта, где самый чистый звук, было недоступно), то ли звук был настроен не очень, но концерт не впечатлил. Следующим по плану был концерт Dimmu Borgir. Честно говоря, я не поклонник death-метала, но Dimmu Borgir понравились, - порадовали отличным жестким звуком и крутым свето-шоу. В эту ночь мы спали как младенцы.

За следующие несколько дней мы привыкли к окружающей на обстановке, и просто стали беспечно тусоваться. Каждое утро начиналось с похода в Ашан, где мы завтракали, затем отправлялись в центр Будапешта (просто невероятно красивый город), где мы осматривали достопримечательности, занимались шопингом, пробовали блюда венгерской кухни в кафешках… в общем, наслаждались жизнью. Ближе к вечеру мы возвращались в Ашан, дегустировали местные алкогольные напитки (ммм… Палинка), или же тупо пили виски с колой, и затем спешили на концерты.

Во второй день на Главной сцене выступали хедлайнеры Хертс и Пласибо. Я предпочел посетить концерт Деус- группы, с которой я ознакомился только недавно, и на концерте которой мне очень хотелось побывать. Надо сказать, я не был разочарован, - концерт проходил в ангаре, было использовано минимум всяких звуковых и световых эффектов, но само выступление мне очень понравилось (даже несмотря на жуткую жару). Особенно запомнился финал концерта, когда члены группы стали вытаскивать на сцену поклонников Деуса, отрывавшихся под любимые композиции. Это стирание границы между зрителем и исполнителем меня особенно впечатлило, т.к. при исполнении последней композиции музыканты просто растворились в толпе. Никто и не заметил потом, как они ушли со сцены, - просто продолжала играть фонограмма, которая незаметно подменила инструменты, а поклонники продолжали танцевать кто во что горазд. Про Пласибо не буду писать много – это просто нужно видеть. Скажу лишь, что концерт был очень впечатляющим.

В третий день в качестве хед-лайнеров (также на главной сцене) выступали любимые мной Корн, которые отыграли просто офигенно драйвово. И конечно же я полез отрываться к сцене. Когда заиграл кавер Pink Floyd Another Brick in the Wall Part 2 (We don’t Need No Education) у меня просто крышу сорвало, - настолько это было круто. Что очень понравилось –благожелательное отношение друг к другу в слэме. Не было затаптывания упавших, как это часто случалось, например, на концерте Корн в Польше. Пострадавших ребят отряхивали, похлопывали по плечу, в общем, проходило все без безудержной агрессии. Концерт Корн, был пожалуй, апогеем фестиваля для меня. Дальше все было уже как-то поспокойней.

На четвертый день выступали The XX и The Stone Roses. Пожалуй, это был самый слабый фестивальный день, поскольку “иксам” явно не подходила большая сцена. Их стиль – спокойный и медитативный больше подходит для небольшой сцены, на мой взгляд. Да и зрителей пришло примерно вполовину меньше. Мы с женой едва выстояли весь концерт – потому что было откровенно скучно. У меня в плеере есть несколько их песен, но я их слушаю, в основном, с похмелья, когда любая громкая ритмичная музыка отдается болью в голове. А тут все спокойно, предсказуемо – в общем, лепота. Забавно было наблюдать, как несколько парней рядом с нами пытались отрываться под спокойную минималистичную музыку. The Stone Roses поначалу вполне себе неплохо играли старый добрый мэдчестер. Однако чем дальше, тем больше солист не вытягивал. И, такое ощущение, что это было заметно только мне одному. В общем, мы послушали пару композиций и пошли спать. Так закончился четвертый день.

В пятый день выступал Snoop Dog. Ничего сказать о концерте не могу, поскольку напился до чертиков, и практически ничего не помнил. Запомнился только кавер The Doors Riders on the Storm и клевые девчонки на подтанцовке.

Наконец, последний, пятый день фестиваля получился самым угарным. В этот день на Фолк-сцене выступали Ленинград и Горан Брегович! После традиционной вечери у Ашана, мы взяли огромный двухметровый бело-красно-белый флаг и отправились к сцене. Поскольку мы понятия не имели, где находится Фолк-сцена, а получасовое разглядывание карты острова, нам, увы, ничего не дало, мы долго блуждали по острову, в поисках нужного места, и опоздали на концерт минут эдак на 40 (первыми выступали Шнур и ко.). Но, надо сказать, прогулка получилась весьма приятной, поскольку к нам подходили многочисленные сигетовцы и спрашивали, откуда мы приехали (поскольку раньше не видели такого флага). Мы конечно рассказывали что из Беларуси, - а флаг – до-лукашенковской эпохи, является символом свободы в стране. В общем, это была весьма приятная прогулка, особенно учитывая, что в родной Беларуси за такой поход нам бы впаяли 15 суток и отпинали бы по ребрам. Когда мы наконец дошли до пункта назначения, концерт был в самом разгаре. Увидев гигантский флаг, к нам постепенно стали подходить другие беларусы, пришедшие на концерт, подошел украинский парень, который, став на одно колено поцеловал флаг.

Ленинград, конечно, отожгли. Мы попали как раз на самые хитовые песни, поскольку оставалось всего минут 40 выступления. Но нам хватило, чтобы наплясаться и оторваться под любимые песни. Было не очень-то тепло, поэтому постоянное движение было жизненно необходимо. Потом в белоснежном костюме выступал Горан Брегович. Ох, что это был за концерт! Я никогда не видел, чтобы такая огромная толпа (тысяч 6-7) людей так отрывалась. Причем, по-моему, концерт длился эдак на час дольше запланированного. Казалось, что Горан сейчас встанет и уйдет, но он играл и играл зажигательные балканские композиции, а мы все так же исступленно танцевали. На следующее утро мы должны были уезжать, поэтому хотелось, чтобы эта ночь продолжалась бесконечно. Но все когда-нибудь заканчивается. После двух выходов на бис, Горан Брегович положил гитару на сцену и ушел. На следующее утро в 9 часов мы отбыли в Минск.

Итак, теперь несколько практических советов.

1) тащить с собой спальник, плед, надувной матрас – смысла нет. Все это можно приобрести в Ашане, причем по вполне демократическим ценам. Там же можно купить стулья, стол (как сделали наши соседи-голландцы), плед, теплую пижамку с мишками.

2) Расчет на острове осуществляется по специальным пластиковым картам (сделано это, чтобы сигетовцы не держали при себе наличных денег, и, соответственно, чтобы не было краж). Вам нужно подойти в один из пунктов, разбросанных по всему острову, и купить карту (т.е. просто получить карту и положить на нее минимум денег). Но на острове все, разумеется, дороже чем в магазине, - в среднем, в два раза (пиво – в три, четыре раза).

3) Пожалуй, самый большой дискомфорт был связан с тем, что зарядка мобильных устройств – платная (два евро). То есть каждый раз, когда батарея телефона разрядится, вам нужно идти в специальный пункт, и отдавать два евро, фактически за доступ к розетке. Через некоторое время вам возвращают заряженный девайс. Поэтому НЕ НАДО брать с собой ноутбуков и смартфонов, которые быстро разряжаются. Лучше взять самый простой телефон с хорошей батареей.

4) ценные вещи, деньги, драгоценности, документы – лучше оставить в камере хранения, потому что случаи кражи – увы, не редкость. У знакомых беларусов так и вовсе разыгралась целая драма –девушке из компании неожиданно стало плохо и ее, побросав палатки и вещи на произвол судьбы, повезли в больницу. В это время воры вынесли из палатки все мало-мальски ценное и у ребят не осталось ни гроша. Если бы не помощь соотечественников, они бы пропали.

5) обязательно покупайте билеты на общественный транспорт: в отличие от Беларуси, Польши, Германии, в транспорте ВСЕГДА есть контролеры (у которых билетика не купишь), и прокатиться на халяву не получится – придется заплатить солидный штраф. Билеты продаются либо в киосках, либо в специальных автоматах.

6) По поводу логистики лучше позаботиться заранее – разузнать куда и как добираться (спланировать маршрут по городу можно, например, тут), поскольку разобраться самим в схеме метро-наземного транспорта достаточно проблематично из-за языкового барьера. Кстати, организаторы Сигета постарались сделать передвижение по городу максимально комфортным для посетителей – на станции Filatorig?t и Batthy?ny t?r есть информационные пункты, где милые девушки любезно вам расскажут, как добраться до той или иной достопримечательности и покажут на карте.

7) нужно быть готовым к небольшим неудобствам: душам с прохладной водой и биотуалетам (которые, правда, каждый день тщательно вычищали), громкой музыке с 13 до 5 утра.

На мой взгляд есть две основных альтернативы при поездке на Сигет:
1) купить тур у компании.
Плюсы: а) компания решает проблемы с визой; б) компания продумывает маршрут; автобус привозит прямо на остров в нулевой день– после завершения последнего дня фестиваля увозят с острова. Не нужно таскать с собой тяжелые сумки, прорабатывать пути отъезда; в) путешествие с веселой компанией единомышленников, новые знакомства и т.п.
Минусы: а) путешествие с веселой компанией (бухание и песни всю дорогу, частые остановки для тех, кому приспичило), б) долгое стояние на границе, в) туристический формат поездки (т.е. четко определены сроки заезда-отъезда), г) получается дороже.

2) Самостоятельно
Плюсы: а) радости самостоятельного путешествия – знакомство с страной/городом изнутри, б) не нужно зависеть от других людей, в) сроки поездки можно определять самому, - т.е. при желании можно после фестиваля поехать в Австрию-Чехию-Германию-Италию, г) бюджетный вариант.
Минусы: а) нужно решить проблему с визой, б) проработать до мельчайших подробностей проезд до Будапешта, спланировать, как добраться до острова на местном транспорте (лучше продумать несколько вариантов), в) париться из-за стыковок, опозданий транспорта и т.п.

Как видно, у самостоятельного путешествия гораздо меньше очевидных плюсов, - самые большие проблемы – это необходимость самостоятельно получить визу (хотя и эта проблема решаема), а также наличие ресурса времени для тщательного планирования. Тур предлагает относительный комфорт в том, что касается переезда, а также решает проблему виз.

Мы с женой решили отправиться самостоятельно, поскольку первостепенным вопросом для нас была общая стоимость поездки. Поскольку мы хотели поехать на Сигет через Вену, то выбирали из четырех вариантов 1) Минск – Вильнюс (поезд), Вильнюс – Варшава (автобус), Варшава- Вена (автобус), Вена –Будапешт (автобус); 2) Минск – Гродно (поезд), Гродно – Белосток – Варшава (на перекладных), Варшава – Вена (автобус), Вена – Будапешт (автобус); 3) Минск – Львов (на перекладных), Львов – Чоп (поезд), Чоп – Будапешт (поезд); и, наконец, 4) Минск – Брест, Брест – Тересполь – Варшава (на перекладных), Варшава – Вена (автобус).

Поскольку мне необходимо было “распечатать” польскую визу, мы остановились на втором варианте (через Гродно-Белосток).